Говоря о Швейцарии, первым делом принято вспоминать дорогие часы, элитный шоколад и вкуснейшие сыры. Действительно, все это в Конфедерации есть, причем в таком количестве, которого хватает на всех, кто готов к легкому транжирству. Те, кто прибыл в страну за впечатлениями, тоже в накладе не останутся. Ведь всегда есть возможность рвануть в изумрудные долины и ущелья, выбрать тур по мистическим озерам с остановками в кемпингах или прокатиться по периферийным винодельням. Вдобавок в Швейцарии можно успешно и лечиться, и учиться – местные клиники и университеты вне конкуренции вот уже несколько десятилетий.
Любителям отдыха в стиле «эко» стоит осесть в сельской местности, где владельцы ферм и агроусадеб познакомят со Швейцарией пасторальной и уходящей – той, где есть место ночевкам в амбарах, задушевным беседам под звон колокольчиков альпийских буренок и знакомству с рецептами семейного сыроварения. Ну и конечно же, не забывайте, что маленькая и самодостаточная Швейцария – это 26 кантонов с разными традициями, четыре национальных языка и удивительный микс из четырех менталитетов: практично-основательного немецкого, остроумно-легкомысленного французского, закипающего от переизбытка чувств итальянского и самобытно-патриотического ретороманского.
Швейцария расположена в области с преобладающим континентальным климатом, который видоизменяется в зависимости от особенностей рельефа. Например, в западных кантонах наблюдается заметное влияние Атлантики, но чем дальше на юг и восток, тем разительнее контрасты между сезонами. Зимы в стране умеренно холодные, с большой температурной разницей между равнинными и горными территориями. Если январь в Женеве – это почти всегда +2...+3 °С, то в высокогорных долинах кантона Юра столбик термометра опускается до «сибирской» отметки –30 °С.
Зимняя Швейцария нравится двум категориям туристов: фанатам горнолыжного спорта и любителям потягивать обжигающий глинтвейн на рождественских базарах и масленичном карнавале. Для шопоголиков самым «рыбным» месяцем будет январь – распродажи в Швейцарии стартуют после того, как отшумело прянично-ярмарочное Рождество. Весна приходит в Альпы рано, но метеостабильностью не радует, поэтому тем, кто прибыл в страну в марте, будет комфортнее изучать достопримечательности Женевы и Цюриха – в них ощутимо теплее. А вот апрель уже более приятный, хоть и немного дождливый месяц со средней температурой воздуха +13 °С. Кроме того, весна – это католическая Пасха и цюрихский Парад гильдий, сопровождающиеся развеселыми народными гуляниями.
Климатическое лето в Конфедерации наступает в мае, а в июне швейцарцы осаждают озерно-речные пляжи, чтобы получить приятный золотистый загар. Теплее всего в это время на юге страны, где воздух прогревается до +28...+30 °С. В северных кантонах уже не так жарко, но тоже вполне уютно – порядка +19...+24 °С. Что касается температуры воды, то самые бодрящие купания будут в Женевском озере, а самые теплые – в озерах Лугано и Маджоре, что в кантоне Тичино. Главное событие местного августа – эпатажная техно-пати под названием Стрит-парад, по сути ничем не отличающаяся от разгульного берлинского Лав-парада.
Осень приходит в Швейцарию строго по графику, то есть в сентябре. В южных районах страны в это время сухо и тепло, но в центральных кантонах дожди – частые гости. Октябрь на родине самых точных часов пасмурно-мрачный, ветреный, пугающий ночными заморозками, а в горных коммунах еще и серьезными морозами. Однако уже в конце осени в Конфедерацию подтягиваются самые нетерпеливые «повелители лыж и сноубордов», так как в последних числах ноября открываются трассы большинства горнолыжных курортов.
Коренные швейцарцы – практичные, в большинстве своем консервативные и законопослушные патриоты. Понятие личного пространства в Конфедерации чтится свято, поэтому на обзаведение друзьями и просто приятелями тут могут уйти годы, а то и десятилетия. При этом отношение к правам и свободам у потомков гельветов неоднозначное. Как пример: ущемленный даже в чем-то незначительном швейцарец не поленится устроить одиночный пикет, но ни за что не включит в воскресенье пылесос, поскольку это противоречит закону кантона. А еще местные жители обожают путешествовать, причем как за рубеж, так и в рамках своей страны. Правда, как свидетельствует статистика, чересчур удаляться от родины швейцарцы не любят, предпочитая оседать на курортах соседних Франции, Италии и Германии.
В Конфедерации четыре государственных языка: немецкий, французский, итальянский и ретороманский. На немецком разговаривает 65% населения, однако речь идет не о литературной норме (хохдойч), а о диалектной разновидности, непонятной даже немцам. В то же время любой швейцарец, проживающий в немецкоязычном кантоне, прилично изъясняется на правильном языке Гёте и снисходительно на него переходит, если того требуют обстоятельства. Носителей французского и итальянского языков в разы меньше – 23% и 8,3%, а лиц, общающихся на ретороманском, и вообще 1%. При этом имеет место взаимопроникновение культур – большинство жителей владеют минимум двумя из национальных языков (как правило, немецким и французским), разбавляя их изучаемым в школе английским.
Национальная валюта страны – швейцарский франк (CHF). 1 CHF – это 76,46 RUB (по состоянию на март 2020 г.). Помимо бумажных купюр, в ходу монеты номиналом по ½, 1, 2 и 5 франков, а также мелкие монеты по 5, 10 и 20 раппенов. Лучше всего отправляться в путешествие с достаточной суммой наличных франков или хотя бы евро. Если возникла необходимость конвертировать деньги на месте, это можно сделать в банковских отделениях, а также официальных пунктах обмена, расположенных на вокзалах, при отелях, в аэропортах и универмагах.
Стандартный график работы обменников при аэропортах – с 06:00 до 21:00; банков – с 08:00 до 16:00, реже – до 18:00. Что касается курса, то он везде одинаков, а отклонения, если имеют место, то несущественные. В случаях, когда запас наличных невелик, стоит использовать кредитку. Ей в Швейцарии реально расплатиться практически за все, включая билеты из автоматов на остановках общественного транспорта. Снять деньги в швейцарских банкоматах тоже можно без лишних сложностей. Часть из них выдает только франки, а часть – еще и евро.
Территория компактной Швейцарии усеяна средневековыми памятниками и повергает в состояние перманентного восторга эпическими природными фонами, поэтому готовьтесь постоянно размышлять над дилеммой: куда податься в первую очередь? К тому же, это тот редкий случай, когда величина населенного пункта не играет роли – в стране полно крошечных коммун, чьи панорамы способны перевесить разрекламированные туристические объекты столицы.
В число самых избалованных вниманием и деньгами городов нельзя не включить Люцерн, в который любили наведываться Чарли Чаплин, Альфред Хичкок и даже королева Виктория. Побывал в столице кантона и Лев Толстой, по обыкновению уехавший никем не понятый и недовольным снобизмом местной знати. Сегодняшних гостей Люцерна ждут целые улицы расписных домиков, напоминающих глазированные пряники, мост-галерея Капельбрюкке, бирюзовые купола Церкви иезуитов, эволюционировавший в люкс-отель замок Гютч и потрясающий Музей транспорта с ретро-локомотивами, фуникулерами и электромобилями.
Путешественникам, интересующимся историей, просто необходимо провести время в Цюрихе. В старом квартале самого «денежного» города Швейцарии притаились романский силуэт собора Гроссмюнстер и острый шпиль аббатства Фраумюнстер, где некогда обитали насильно и добровольно постриженные в монахини дворянки. Тут же расположились церковь Святого Петра и Швейцарский национальный музей. Кстати, о музеях: они в Цюрихе оригинальные и уж точно нескучные. Пример тому – Музей FIFA, у чьих интерактивных экспозиций грезит очутиться каждый второй футбольный фанат.
Столица страны, Берн, – город основательный, солидно-патриархальный, с фотогеничным старинным центром. Здесь надо притормозить у стен Бернского собора, чтобы проникнуться макабрическими барельефами и витражами, а также запечатлеть в памяти представление, ежечасно разыгрывающееся на башне Цитглогге. Между прочим, стрелки тикают с 1530 года. Искателям нетипичных достопримечательностей стоит сделать селфи у городских фонтанов. Например, на фоне «Пожирателя детей», который органичнее смотрелся бы в ансамбле азиатского храма, чем в толерантной и чадолюбивой Европе. А еще Берн – город мостов и музеев, поэтому первые нужно непременно пересчитать, а во вторые разжиться билетиком.
Лозанна – роскошный курорт на берегу Женевского озера, где долго «заседала» Коко Шанель, после того как французы обвинили ее в коллаборационизме. Сегодняшняя Лозанна – это, прежде всего, готический собор Нотр-Дам, храм Святого Франциска и дворец Рюмина. Поклонники древностей и изобразительного искусства оценят местные музеи – исторический, Музей дизайна и прикладного искусства и Арт Брут. Ну а желающие как следует потусить смогут снять напряжение в барах и ночных клубах, которых в Лозанне переизбыток.
Современные и исторические достопримечательности Женевы существуют в гармоничном симбиозе, поэтому, оказавшись в «столице мира», не пробегайте мимо главного городского «гота» – базилики Нотр-Дам, эклектичных фасадов собора Святого Петра, площади Бург-де-Фур, помнящей сандалии римских легионеров, и Дворца наций. Позитивные фотографии на фоне мощной струи Же д’О и Цветочных часов тоже являются обязательной частью программы, как и променады по Вьё-Каруж, Ботаническому саду и залам Музея искусств и истории.
В молодежно-студенческом Фрибуре стоит задержаться уже потому, что его исторический центр сохранился в почти в неизменном виде. Здесь в распоряжении туристов и готические соборы с барочными часовнями, и старые мостики с крышами, и несколько любопытных музеев с куклами и экспозициями образцов современного искусства. Сам город, как и кантон, поделен на французскую и немецкую части, границей между которыми служит река Сарин. Чтобы было понятнее: жители западного берега болтают на французском, а население восточного предпочитает язык Гёте.
Если нужна Швейцария традиционная и стереотипная – вам в Аппенцель, где парламент, как и сотни лет назад, собирается на площади, а женщины получили избирательное право только в 1991 году. Какие-то архитектурные доминанты в компактном городе, приютившемся у подножия Альп, выделить сложно, поэтому погуляйте среди нарядных «игрушечных» домиков с заходом в старинные часовни, а также полюбуйтесь, с какой заботой фермеры встречают возвращающихся с пастбища буренок.
Еще один швейцарский город, сошедший со старой открытки, – Штайн-ам-Райн, что на берегу Рейна. Уличные пейзажи поселения большей частью новодельные – во Вторую мировую место попало «под раздачу» у бомбардировщиков союзников – однако менее сказочной атмосфера коммуны от этого не становится. Тем, кто с запасом насмотрелся на «пряничные» домики, стоит расширить гамму впечатлений в Туне, где есть белоснежный замок, полно симпатичных деревянных мостов, а пешеходная зона центральной улицы пролегает через крыши кафе и магазинов.
Навестить Грюйер полезно всем фанатам твердых сыров, поскольку это их родина. На завод, где варят альпийскую вкуснятину, туристов пускают, но надолго задерживаться на предприятии не стоит, ведь в Грюйере еще есть интереснейший замок и жутковатый Музей Гигера – гения фантастического реализма, придумавшего образ монстров для блокбастера «Чужой».